Фтор vs без фтора. Тест первый

Сервис SKIWAX начинает программу сравнительного тестирования продукции, не содержащей фтора. Как уже многим известно, с сезона 2021/2022 использование фтора на официальных соревнованиях будет запрещено. У многих производителей в ассортименте появились смазки, не содержащие фтора, призванные заменить гоночные продукты. Важным аспектом сравнения в тестах являются сопоставимые характеристики продукции: порошки будем сравнивать с порошками, а парафины с парафинами. Так же планируем провести тест гоночных жидкостей/эмульсий.
Для первого этапа тестов были выбраны 2 порошка гоночной серии без содержания фтора:
Оба порошка позиционируются производителями как гоночные продукты. И тот и другой порошок расфасован в упаковки по 35 грамм.
Сравнивать данные продукты решили по двум направлениям: с фторовыми аналогами в линейке этого же производителя и с фторовыми продуктами других производителей. Это позволит избежать возможной ситуации, что именно в этот день какой-то из продуктов просто «не поехал» или попал в погрешность теста.
При нанесении проявилась следующая особенность обоих порошков без фтора: крупинки имеют существенно больший размер гранул чем у обычных фторовых порошков, а также повышенную жесткость, что затрудняет работу с порошком при нанесении «под пробку».
У порошка Solda HL4 температура наплавления 120 градусов – это действительно так, на утюге выставляли 125 градусов и порошок нормально оплавлялся и не дымил. Такая температура наплавления позволит уберечь скользящую поверхность лыж от термических повреждений при подготовке и позволяет использовать любые утюги, в том числе и экономичные варианты.
Порошок Vauhti Pure Race mid имеет температуру наплавления 130 градусов, что так же подтверждено нашим опытом. Так что фактор невысокой температуры утюга при нанесении порошков марок SOLDA и VAUHTI является несомненным плюсом новых продуктов.
Тестирование проводили на лыжах SkiTRAB Race Aero Skate WARM 193 со структурой T4F6. Лыжи предварительно очищены фторовой смывкой MAPLUS и вычищены щетками.
Перед нанесением порошков проводился нулевой тест (в таблице Т0).
Как видно по результатам первичного теста потери в скольжении есть, но они не катастрофические: между лучшим фторовым порошком и худшим без фтора разница составляет 4%. Много это или мало? Конечно, с точки зрения конкуренции с фторовыми продуктами разница существенная, ведь 4% на 15 км дает ужасные 600 метров отставания. Но в тоже самое время 4% - это не 10-15% о которых давно ходят слухи.
Помимо скольжения очень важным параметром является износостойкость смазки. Ведь наверняка каждому лыжнику известна ситуация, когда смазка в начале гонки работает превосходно, но через какое-то время (иногда крайне быстрое) лыжи начинают ехать хуже или просто «встают». Это может быть связано с двумя факторами: смазка сошла и перестала работать (плохая износостойкость) или смазка/структура набрали грязь с трассы (плохое грязеотталкивание). Повысить износостойкость можно способами нанесения (использование базовых парафинов/отвердителей), а вот избежать набора грязи корректировкой смазки не получится (эффективность зависит от состава смазки, а не способа нанесения), здесь может помочь только правильная подборка структуры.
Мы нанесли оба бесфторовых порошка на 2 одинаковых по своим характеристикам пары. Нанесение производилось на голые лыжи после фторовой смывки MAPLUS. Температура утюга 135 градусов. После остывания в течение 30 минут порошки были вычищены нейлоновой щеткой, щеткой с конским волосом и в завершении тонкой сталью.
Износостойкость контролировалась на дистанции 15 км, разбитой на 3 одинаковых круга по 5 км.
Измерялось время прохождения одного и того же контрольного отрезка на спуске. Перед каждым спуском спортсмен останавливался.
Замеры проводились пульсометром POLAR Vantage V.

В целом, оба порошка показали стабильную работу на протяжении всей дистанции. После тестов обе лыжи были обработаны смывкой, существенных загрязнений обнаружено не было. Возможно, это связано с очень чистым снегом. Будем отслеживать данный параметр в дальнейших тестах.
Как показали первые тесты, порошки без фтора достаточно стабильный продукт, но все-таки проигрывающий 100% фторорганическим порошкам. Безусловно, если все спортсмены будут использовать только продукцию без фтора, то спортивный принцип сохранится, а общее время прохождения дистанций изменится не существенно.
В случае стартов, на которых не будет осуществляться контроль применения фтора, спортсмены, использующие данный тип смазок, будут иметь преимущество перед остальными стартующими.
В дальнейшем планируем проведение сравнительных тестов между жидкими и твердыми парафинами, а также сравним гоночные эмульсии.